Каллиграфия

Возврат на главную страницу исламского мира


Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.

30 кБ. Образец каллиграфии
Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.
В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке.
Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): 

Куфи
Самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана (см Рис. 2).
Имя Аллаха, почерк Куфи (мозаика, Самарканд)
Имя Аллаха, почерк Куфи (мозаика, Самарканд)
14 кБ. Образец рукописного декоративного письма "Диван поэзии"(на персидском языке)
Образец рукописного декоративного письма "Диван поэзии"  ( перс.)
Андалузский магрибский почерк (2-томный Коран, Испания,XIII-XIV в.
Андалузский магрибский почерк (2-томный Коран, Испания, 
XIII-XIV
в.)

"Шесть стилей" классического арабского письма:

Насх
"переписка" - горизонтальный, строгий почерк.
Мухаккак
"правильный"
Сульс
"одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк.
Тауки
"указ" - самый убористый почерк.
Рика
"скорописный"
Райхани
"базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков.  
Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик)
быстрый в исполнении (скорописный).
Насталик
скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика" (Рис. 2).

В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.

4 кБ. Страничка из Корана, 1308; Багдад, Илханид Ахмад ибн аль-Сухраварди аль-Бакри
3 строки- мухаккак, в картушах - куфи. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри (1308, Багдад)
10 кБ, Образец почерка Талик
Почерк Талик
Магрибский почерк

Андалузский магрибский почерк

От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века).

72 кБ. Образец каллиграфии 68 кБ. Образец каллиграфии 18 кБ. Образец каллиграфии

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?

Использованы материалы:

http://islam.org/Culture/Calligraphy/default.htm
а также печатные материалы, перечисленные в Списке литературы.